Изменение климата – одна из самых значительных проблем, стоящих перед государствами, правительствами, предприятиями и населением на предстоящие десятилетия. Глобальное потепление, вызванное антропогенной
эмиссией парниковых газов, влечет за собой серьезные последствия как для человечества, так и для природных систем, может привести к серьезным изменениям в использовании ресурсов, производстве и экономической деятельности. В ответ на это разрабатываются и внедряются международные, региональные и национальные инициативы по ограничению концентрации
парниковых газов в атмосфере. Такие инициативы основываются на количественном определении, мониторинге, отчетности и верификации выбросов
парниковых газов.
Основной целью процесса верификации является обеспечение доверия всех сторон, полагающихся на заявления по выбросам
парниковых газов.
Верификация – это систематический, независимый и документально оформленный процесс оценки заявлений по
парниковым газам на соответствие согласованным критериям аккредитации.
Верификация осуществляется в соответствии с областью аккредитации
органа по валидации и верификации парниковых газов.
Процесс верификации включает следующие этапы:
- заключение договора на верификацию
- обсуждение и согласование плана выполнения работ по верификации
- проведение работ по верификации
- подготовка и выдача заключения о верификации
В
органе по валидации и верификации парниковых газов ведется идентификация, сбор, систематизация и хранение записей по результатам верификации в соответствии с руководством по качеству.
Модели верификацииВерификация (проверка достоверности) расчетов выбросов
парниковых газов основывается на сравнении массивов данных, полученных разными способами. Эти сравнения позволяют выявить ошибки в расчетах и игнорирование важных категорий источников. Сравнения могут быть с оценками других организаций или в других странах.
Данные измерений концентраций
парниковых газов в атмосфере могут быть использованы для моделирования выбросов, включая обратное моделирование. Модельные расчеты можно выполнить для локальных, региональных, национальных или глобальных условий, и они могут дать информацию как по уровню, так и по тенденции выбросов. В свою очередь, обратные модели рассчитывают потоки выбросов на основе измерений концентрации и моделей атмосферного переноса. Надо признать, что модели атмосферных концентраций сложны и могут иметь ограниченный характер применения. Обратные модели - сложные математические и статистические системы, для которых требуются непрерывные или почти непрерывные измерения. Кроме того, они требуют ресурсов и специальных знаний в области моделирования, чтобы корректно соотнести атмосферные данные с кадастром для сравнения. Оценки потоков при помощи обратного моделирования включают эффект природных источников и поглотителей, а также международный перенос.
Неопределенности атмосферных моделей также слишком велики, чтобы они могли служить эффективным инструментом проверки достоверности расчетов. В случаях, когда неопределенность результатов моделирования меньше рассчитанной неопределенности кадастра, модель может быть использована для улучшения кадастра. Сильное расхождение результатов моделирования с кадастром может указывать на отсутствующие источники и, возможно, серьезные ошибки в расчетах.
Для чего нужны верификация и валидация выбросов парниковых газов.Президент Владимир Путин заявил, что Россия планирует достичь
углеродной нейтральности к 2060 году, а возможно, и ранее.
В сентябре 2019 года Россия ратифицировала
Парижское соглашение, после чего был подписан Указ Президента Российской Федерации о создании национальной системы климатического регулирования.
Президент в своем
Указе от 4 ноября 2020 г. № 666 "О сокращении выбросов парниковых газов" постановил Правительству Российской Федерации:
а) обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70 процентов относительно уровня 1990 года
б) разработать с учетом особенностей отраслей экономики
Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года и утвердить ее;
в) обеспечить создание условий для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов парниковых газов, а также по увеличению поглощения таких газов.
В настоящее время, с целью реализации указов Президента Правительством и Государственной Думой разрабатывается целый ряд законодательных инициатив в области климатического регулирования.
В соответствии с этими инициативами, регулирование в области выбросов углекислого газа в РФ значительно меняется и гармонизируется с международными правилами. В частности, создается национальный реестр выбросов, разрабатываются основанные, в том числе, на стандартах ГОСТ Р ИСО 14064 (ISO 14064) требования к созданию методик, подготовки, верификации и валидации отчетов предприятий. Данные нововведения в первую очередь коснутся предприятий с объемом выбросом парниковых газов 150 тыс. тонн СО
2е в год до 2024 года (с распространением данных требований на предприятия с объемом выбросов до 50 тыс. тонн СО
2е с 2024 года). Методики, отчеты, верификация должны соответствовать стандартам ГОСТ Р ИСО серии 14064.
Новые правила потребуют от российских предприятий значительных усилий по разработке соответствующих методик расчета выбросов и подготовке отчетности, а также прохождения верификации и валидации со стороны аккредитованных
органов по верификации.
Согласно требованиям серии стандартов ГОСТ Р ИСО 14064, предприятия должны знать и соответствовать принципам и требованиям по количественному определению (оценке), мониторингу и создавать отчетность в отношении сокращения выбросов и поглощения парниковых газов. Для этого предприятиям необходимо, как минимум:
- иметь обученный персонал;
- проводить идентификацию источников парниковых газов;
- уметь реализовать подходы к оценке эмиссии с учетом уровней расчетов Scope 1,2,3;
- разрабатывать основные методики, критерии и документацию;
- разрабатывать планы, программы по сокращению выбросов парниковых газов и другое.
Российская классификация парниковых газов22 октября 2021 года распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден
перечень парниковых газов, в отношении выбросов которых будет вестись мониторинг и учет.
Органы по верификации и валидации парниковых газов в РоссииАккредитацию
органов по валидации и верификации париковых газов проводит Росаккредитация.
Органы по валидации и верификации в последствии занимаются проверками предприятий. От результатов этих проверок зависят инвестиционная привлекательность компаний и, в перспективе, их затраты на углеродное налогообложение.
Согласно подтвержденным областям аккредитации, российские
органы по валидации и верификации парниковых газов могут проводить верификацию отчетности организаций, а также валидацию и верификацию
климатических проектов в следующих сферах:
- сельское хозяйство, лесное хозяйство и другие виды землепользования,
- разведка, добыча, добыча и переработка нефти и газа, а также распределение по трубопроводам, включая нефтехимию,
- химическое производство,
- производство металлов,
- обрабатывающая промышленность,
- строительство,
- производство электрической энергии и сбыт электрической энергии (мощности),
- распределение энергии,
- производство алюминия,
- транспорт,
- обращение с отходами и их утилизация;
- горнодобывающая промышленность,
- добыча полезных ископаемых.