Углеродные квоты – это средство расчета, используемое для компенсации или нейтрализации выбросов углерода. Квота на выброс углерода предоставляет право на выброс одной метрической тонны СО
2 или эквивалентной массы другого
парникового газа.
Цена углерода – это инструмент, определяющий стоимость
эмиссии парниковых газов, которую платит общество за ущерб для окружающей среды и здоровья населения, вызываемый последствиями изменения климата. Цена углеродной эмиссии выражается в стоимости эмиссии эквивалента весовой единицы диоксида углерода (CO
2).
Виды углеродных квотРазличают обязательные и добровольные углеродные квоты.
Крупные компании, организации, правительства могут быть по закону обязаны покупать углеродные квоты, чтобы получить право на
эмиссию парниковых газов. Для данных категорий участников рынка устанавливаются лимиты по объему выбросов в течение определенного периода времени. Если компания произвела меньшее количество выбросов, она может продать не использованный остаток квоты другим компаниям.
Добровольный рынок углеродных квот отличается от обязательного тем, что квоты покупаются физическими лицами или организациями по желанию, чтобы уменьшить
углеродный след от своей деятельности. Добровольные квоты могут включаться в стоимость авиабилетов, аренды автомобиля, номера в отеле и т.д.
Система торговли выбросами ETSСистема торговли выбросами ETS (Emissions Trading System) – это система, в которой участники торгуют углеродными единицами для достижения своих целевых показателей по выбросам СО
2е. Для достижения установленных целей по выбросам компания, в зависимости от стоимости вариантов, может:
1) предпринять внутренние меры по снижению выбросов,
2) приобрести единицы выбросов на углеродном рынке.
Создавая спрос и предложение на
углеродные единицы, ETS устанавливает рыночную цену на
эмиссии парниковых газов.
Крупнейшие
углеродные рынки находятся в Европе, на северо-востоке США, в Калифорнии и других регионах.
В Евросоюзе с 2005 года действует система торговли квотами на выбросы СО
2е. Она затрагивает три сектора экономики:
- энергетику,
- тяжелую промышленность,
- коммерческую авиацию.
Европейская ETS определяет границу допустимых выбросов для этих секторов. Компании, работающие в указанных отраслях, обязаны покупать разрешения на определенный объем выбросов. Предприятия имеют право торговать данными квотами между собой. Если размеры выбросов превысят объемы, установленные в разрешении, предприятие должно будет заплатить штраф.
Еврокомиссия считает систему ETS эффективной, и отмечает, что благодаря ей предприятия модернизируются и активно снижают объемы производимых выбросов (почти на 43% за 16 лет). Некоторую долю квот на выбросы европейские предприятия получают бесплатно, но их количество постепенно снижается
По образцу ETS были созданы аналогичные площадки в США и в ряде провинций Канады. Новые системы ценообразования на углерод активно появляются в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Изначально система торговли разрешениями на выбросы была введена в рамках
Киотского протокола, вступившего в силу 16 февраля 2005 года и ратифицированного 190 странами. Согласно протоколу, страны-участницы могут торговать квотами на выбросы
парниковых газов, а также внедрять совместные проекты по обеспечению сокращения выбросов.
Углеродные квоты в РоссииВ сентябре 2019 года Россия ратифицировала
Парижское соглашение, после чего был подписан Указ Президента РФ о создании
национальной системы климатического регулирования. Одним из наиболее эффективных экономических инструментов такого регулирования в мире является рынок углеродных единиц.
В настоящее время в России происходит адаптация законодательства к международной климатической повестке. Правительство разработало
Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Стратегия основана на международном опыте, вводит основы обращения
углеродных единиц на территории России, нацелена на привлечение «зеленых» инвестиций.