Трансграничный углеродный сбор: суть, механизм, последствия

Суть инициативы
Европейским Союзом будет введен трансграничный углеродный сбор на импорт продукции, производство которой сопровождается значительными выбросами парниковых газов: нефти, газа, металла, цемента, удобрений и т.д. Для продукции будут установлены лимиты на выбросы парниковых газов в соответствии с нормами ЕС. Если лимиты будут превышены, экспортеру придется заплатить налог.

Евросоюз собирается внедрить такую систему налогообложения, чтобы уравнять продукцию, произведенную в ЕС с минимальными выбросами СО2, с продукцией других стран, произведенной с высокими выбросами. Другое название углеродного сбора - трансграничный корректирующий углеродный механизм (Carbon Border Adjustment Mechanism, или CBAM) Еврокомиссии. Он означает, что производители при ввозе в ЕС продукции будут обязаны покупать специальные квоты на выбросы СО2е. СВАМ коснется импорта в ЕС из всех стран мира.

ETS: европейская система торговли квотами на выбросы
В Евросоюзе с 2005 года действует система торговли квотами на выбросы СО2 – ETS (Emissions Trading System). Она затрагивает три сектора экономики: энергетику, тяжелую промышленность и коммерческую авиацию. ETS определяет границу допустимых выбросов для этих секторов. Компании, работающие в указанных отраслях, обязаны покупать разрешения на определенный объем выбросов. Предприятия имеют право торговать данными квотами между собой. Если размеры выбросов превысят объемы, установленные в разрешении, предприятие должно будет заплатить штраф.

Еврокомиссия считает систему ETS эффективной, и отмечает, что благодаря ей предприятия модернизируются и активно снижают объемы производимых выбросов (почти на 43% за 16 лет). Некоторую долю квот на выбросы европейские предприятия получают бесплатно, но их количество постепенно снижается.

Механизм трансграничного углеродного сбора
В отличие от ETS, СВАМ будет направлен на иностранных производителей. Сначала углеродный сбор распространится на такие товары, как цемент, железо, сталь, алюминий, электроэнергию и удобрения. Трансграничный сбор будут платить компании, импортирующие данные товары в ЕС.

Размер налога на импорт будет равен стоимости, которую европейские компании платят за выбросы СО2 в рамках ETS. Однако, если импортер докажет, что он уже уплатил налог на выбросы в своей стране, то сумму этого налога вычтут из ставки трансграничного сбора в Евросоюзе.


Механизм трансграничного регулирования будет вводиться постепенно. Первый этап охватит 2023-2025 годы. С начала 2023 года схема отчетности по углеродному следу и налоговой базе работает в тестовом режиме. Импортерам будет предоставлен трехлетний переходный период до начала действия сбора, который начнут взимать с 2026 года.

Сначала СВАМ распространится на такие отрасли как производство цемента, алюминия, удобрений, черную металлургию и электроэнергетику. Затем к уплате налога присоединятся другие отрасли.

У трансграничного углеродного регулирования есть несколько целей. Во-первых, это предотвращение выведения производств из Евросоюза в страны с менее строгими экологическими нормами. Также, это создание условий для иностранных компаний по модернизации производства и снижению выбросов парниковых газов.


По решению Еврокомиссии действие СВАМ распространится на все страны мира. Однако, если в странах-импортерах будет действовать механизм, аналогичный европейской системе ETS, то этим страны будут платить либо меньший сбор, либо они будут полностью от него освобождены, при условии, что цена на выбросы СО2 соответствует уровню европейской цены.


Трансграничный углеродный сбор, по мнению Еврокомиссии, предотвратит ситуацию, при которой европейские компании могут оказаться в менее конкурентоспособном положении, чем иностранные компании, которые не платят налоги за выбросы СО2.

Поступления от налога пойдут в бюджет Евросоюза и будут расходоваться на климатические и энергетические проекты.

Последствия введения СВАМ для России
Летом 2021 года страны G20, в том числе и Россия, признали в совместном заявлении, что введение СВАМ является эффективным методом борьбы с климатическими изменениями. Таким образом, России согласилась выплачивать трансграничный сбор.

При этом, именно на Россию СВАМ окажет наибольшее влияние, так как Россия является крупнейшим поставщиком после КНР углеродоемкой продукции в ЕС. При этом Китай уже с 2014 года при поддержке экспертов ЕС занимается созданием собственной ETS. Основные экспортные товары РФ: нефть, нефтепродукты природный газ, каменный уголь, никель, алмазы, металлы, удобрения.

Еврокомиссия надеется, что к 2026 году производства в странах-импортерах будут декарбонизированы, а также будут введено углеродное регулирование, аналогичное европейкой системе ETS.

Материалы по теме: